Ребёнок в школе получил оценку по ВПР 3. В четверти у него выходила твёрдая четвёрка, но ему поставили 3! Сказали что, оценка в четверти не может быть больше за ВПР.

Что такое Всероссийские Проверочные Работы (далее – ВПР)?
Согласно Перечню поручений по итогам заседания Государственного советапо вопросам совершенствования системы общего образования, прошедшего 23 декабря 2015 г., Президент Российский Федерации поручил Правительству Российский Федерации разработать «комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях».
Для реализации данного поручения Министерство образования и науки издало Приказ от 15 декабря 2016 г. №1598 и утвердило Комплекс мер, направленных на достижение указанных в послании целей. Согласно данному Комплексу мер Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) была обязана разработать модель проведения комплексного анализа результатов мониторинговых исследований качества общего образования, что впоследствии было введено Приказом Министерства образования и науки РФ «О проведении мониторинга качества общего образования» от 20 октября 2017 г. № 1025, согласно которому в 2017/2018 учебном году предусмотрено проведение мониторинга качества подготовки обучающихся 4-11 классов по ряду дисциплин в форме проверочных работ.
Таким образом, всероссийские проверочные работы – проверочная работа, проводимая в рамках государственного мониторинга образования, полученные результаты которой прямо направлены на достижение систематического обновления содержания общего образования. Проведение всероссийских проверочных работ является мониторинговой мерой, прямо направленной на реализацию государственных проектов путем получения информации об уровне подготовки обучающихся, качестве преподавания, первоначально не предусмотренной как форма контроля успеваемости учащихся.
Каким образом взаимосвязаны результаты всероссийских проверочных работ и выставление оценок в школе?
Согласно Письму Рособрнадзора от 02 февраля 2017 г. №05-41 всероссийские проверочные работы «можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия». В том же Письме Рособрнадзор «не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся». Однако выставление оценок в четверти под влиянием результатов проведения ВПР не освещены данным документом.
На основании вышесказанного можно сделать несколько выводов:
1) Оценивание школьников на основании результатов ВПР не рекомендуется.
2) Образовательные организации самостоятельно решают вопрос об учете результатов проведенных ВПР.
Отметим, что ни один из существующих документов, регламентирующих проведение ВПР, не предусматривает положение, согласно которому оценка в четверти не может превышать полученный результат ВПР.
Выставление же оценок в четверти есть ни что иное как промежуточная аттестация обучающихся. Согласно ч. 1 ст. 58 ФЗ «Об образовании» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Таким образом, в соответствии с данной статьей формы проведения промежуточной аттестации устанавливаются локальным актом образовательной организации.
С целью понизить чрезмерную нагрузку обучающихся (особенно в выпускных классах) образовательная организация может на свое усмотрение предусмотреть в локальном акте (например, в Положении о проведении промежуточной аттестации)форму проведения промежуточной аттестации в формате ВПР. В таком случае результаты выполненной работы могут приравниваться к результатам традиционных контрольных работ (например, к четвертной контрольной работе). Однако данная оценка будет лишь составляющей частью от итога, а не блокирующей оценкой, которая нивелирует все учтенные преподавателем до этого результаты учащегося.
Необходимо при наличии также изучить положения локального акта, касающиеся порядка выставления оценок. В нем может быть предусмотрено, что при выставлении оценок преимущественное положение может отдаваться определенным видам работ.
Варианты решения проблемы.
Согласно ч. 1 ст. 45 ФЗ закона «Об образовании» родители могут защитить права обучающихся следующим образом:
1) Во-первых, обратиться в органы управления школы, направив им обращения о применении дисциплинарных взысканий к педагогу. Органы управления школы определяются локальным актом о структуре и органах управления образовательной организации. Так как непосредственное управление школы осуществляет директор – именно на его имя в первую очередь может быть направлено обращение. В нем необходимо указать ваше несогласие с принятым решением и требование о пересмотре оценки.
2) Во-вторых, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Комиссия создается в соответствии с положениями ч.ч.2, 3 ст. 45 Закона «Об образовании».
3) В-третьих, использовать иные способы защиты прав и законных интересов.
В первую очередь вам необходимо изучить локальные акты школы, затрагивающие порядок выставления оценок. Обратите внимание на то, предусмотрено ли данным актом решающее значение ВПР при проведении промежуточной аттестации. В случаях, если данные критерии оценивании не предусмотрены, необходимо дальше рассмотреть данный акт, поскольку он может содержать в себе порядок пересмотра выставленных оценок. В этом случае следует соблюдать непосредственно закрепленные в нем положения.
В случае, если локальным актом не предусмотрен такое порядок, либо в случаях, когдаорганы управления школы непредприняли каких-либо мер, можно следовать следующим рекомендациям:
1) Направить жалобу в орган муниципалитета, отвечающий за образование и науку (например, управление образованием/комитет образования), если таковой имеется.Данное обращение не должно быть анонимным, к нему могут быть приложена жалоба, направленная в органы управления школы.
2) Направить жалобу в орган управления образованием субъекта (департамент/министерство образования и науки субъекта).
3) Направить обращение в адрес Минпросвещения России. Есть функция направления обращение в форме электронного документа, которая доступна на сайте министерства.
4) Направить жалобу в прокуратуру.
Согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокурор может инициировать проверку исполнения законодательства в сфере образования образовательной организации. Главная проблема в данном случае, что прямого запрета на учет результатов ВПР при выставлении оценок при промежуточной аттестации не установлено. Данная мера, по нашему мнению, не будет являться эффективной в данном случае.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Ермолиной Е.В.

Раздел комментариев: 
Статьи 273-ФЗ: 
Тэги вопросов: 
Поделиться: