Прием, перевод, отчисление

  • Руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание.

    Продолжение вопроса:

    С 2021/2022 учебного года руководство лицея решило, что некоторые дети (по их усмотрению) будут ходить в пятые классы в старое здание. Мой сын имеет статус ребенка-инвалида по причине нарушения развития опорно-двигательного аппарата. В апреле 2021 г я ходила на личный прием к директору и объяснила свою ситуацию: просила о возможности продолжения обучения в пятом классе в новом здании в связи с ближайшим расположением от места проживания. Отмечу, что ребенок учится на хорошо и отлично. На данный момент я написала официальное заявление на имя директора лицея с просьбой распределить моего ребенка в новое здание.
    Прошу проконсультировать меня по следующим вопросам:
    1. Имеет ли право лицей самолично принимать решение о распределении ребенка в иное здание (причем отдаленное) без моего согласия. В каких документах это может быть зафиксировано?
    2. Должна ли быть процедура отбора в пятый класс с углубленным изучением отдельных предметов максимально прозрачной: с вывеской рейтинга детей пофамильно в общем доступе?
    3. Имеет ли право лицей не открывать общеобразовательный класс в новом здании, тем самым ущемляя детей, не прошедших отбор в класс с углубленным изучением предметов? При том, что ребенок учился в этом же здании, желания переводиться не имеем.
    Есть ли у Вас еще какие-то советы, как я могу действовать для того, чтобы отстоять право моего ребенка продолжить обучение в пятом классе в новом здании.

  • Получение основного общего образования

    Ваша дочь, как и любой другой гражданин РФ в независимости от ограничений по здоровью, отставания в развитии, а также полученной ранее профессии, согласно ст. 43 Конституции РФ имеет право бесплатно получить основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Предельный возраст получения образования не ограничен.
    В письме Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» дается четкое разъяснение о том, что свидетельство об обучении, которое выдается по окончании специальной школы-интерната, не является документом об уровне образования.
    Такое свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 438. Судя по наличию свидетельства о профессии «Повар 2 разряда», Ваш ребенок воспользовался данным правом.
    В вышеупомянутом письме Минпросвещения России есть также пояснение, что лицо, получившее свидетельство об обучении и профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего образования.

  • Медкомиссия и аттестат

    По причине отсутствия полного объема информации относительно вашей ситуации, не совсем понятно, почему вам нужно быть отчисленным из образовательной организации для прохождения медкомиссии и подачи заявления.

    Однако мы можем указать некоторые ориентиры, которые позволят вам оценить, как лучше поступить в данной ситуации:
    1. Нет установленного срока, в который школа обязана выдать аттестат. Скорее всего, аттестаты будут находиться в школе за несколько дней до официального выпускного, на котором по традиции их выдают. Проблема с выдачей аттестата до официального выпускного — исключительно техническая, т.к. аттестаты нужно заполнить, отпечатать, привезти, внести в журнал выдачи и пр. Поэтому это делается для всех школьников сразу, и понятно, что это происходит не в день выпускного, а заранее.
    2. Не совсем ясно, в какую школу вы поступаете в родном городе, если в ней для 10 класса установлены сроки подачи заявлений. Дело в том, что для обычной школы (за исключением 1 класса) заявление о зачислении можно подавать в любое время в течение года, а отказать в приёме в школу могут только в том случае, если в ней нет свободных мест.

    С другой стороны, если вы поступаете в школу, где предусмотрен индивидуальный отбор (вступительные испытания), то, действительно, срок подачи документов в этом случае может быть ограничен.
    Однако ни для зачисления в обычную школу, ни в школу с индивидуальным отбором не требуется прохождение медкомиссии (если речь не про психолого-медико-педагогическую комиссию, которая нужна для выбора адаптированной программы).

  • Условный перевод в следующий класс

    Условный перевод подразумевает перевод в следующий класс (ч. 8 ст. 58 Закона об образовании)
    Если ученик «условно переведен», но даже со второй попытки не ликвидирует академическую задолженность, то в порядке, установленном школой, он будет переведен на индивидуальный учебный план, на адаптированную программу или на повторное обучение (в данном случае, в 7 классе) (ч. 9 ст. 58 Закона об образовании).

  • Порядок приема в первый класс

    В новом порядке приема (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 г. № 458) установлены сроки первой волны приёма — с 1 апреля по 30 июня (п. 17 Порядка). Именно в этот период принимаются заявления как у проживающих на территории, так и у обладающих правом первоочередного и преимущественного приёма.
    Соответственно внутри первой волны сначала в список для зачисления вносятся первоочередные категории (п. 9 Порядка), потом братья и сестры (п. 12 Порядка), потом проживающие на территории. Указанная очередность подтверждается судебной практикой (Решение Верховного Суда РФ от 01 июня 2020 г. № АКПИ20-129).
    Вторая волна для не проживающих на данной территории первоклассников (за исключением братьев и сестер) начинается 6 июля и заканчивается 5 сентября.

  • Может ли ребенок пройти обучение в первом классе повторно?

    Повторно пройти обучение в первом классе не получится, поскольку в первом классе нет аттестации, соответственно, нельзя будет остаться на повторное обучение и т.д. Более того, услуга по предоставлению образования со стороны государства будет считаться полученной, а повторное получение этой услуги не предусматривается.
    Вы может или рискнуть и ждать место в желаемой школе на следующий год, или планировать перевод в данную школу после окончания первого класса — во второй (это возможно в том случае, если там будут места).

  • Процедура перевода из одной образовательной организации в другую

    Согласно п. 2 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. При этом в законе не содержится закрытого перечня случаев, в которых это может быть сделано по инициативе обучающегося или его родителей (законных представителей). В качестве примера в этом же пункте указано, что образовательные отношения прекращаются досрочно «в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность».

    Следовательно, обучающийся, его родители (законные представители) вправе самостоятельно решить, на каком основании происходит прекращение образовательных отношений.

    Обращаем внимание, что в случае перевода из одной образовательной организации в другую действует особая процедура, закрепленная в приказе Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" (далее — Порядок).

    В соответствии с п. 6 Порядка в заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:
    а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;
    б) дата рождения;
    в) класс и профиль обучения (при наличии);
    г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

  • Порядок перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО

    Образовательные организации принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Законом об образовании конкретизирован список локальных нормативных актов, которые должны действовать в образовательных организациях. Порядок принятия локальных нормативных актов должен содержаться в уставе образовательной организации (ч. 1 ст. 30 Закона об образовании).

    В Законе об образовании отмечены те вопросы, которые требуют принятия локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 30 Закона об образовании), в частности образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. То есть вопрос о порядке перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО подпадает под указанную норму.

    Таким образом, порядок перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО должен утверждаться локальным нормативным актом образовательной организации. Такой локальный нормативный акт должен быть размещен на официальном сайте образовательной организации (пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

  • Алгоритм действий администрации школы при решении вопроса оставления обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академическую задолженность.

    В пункте 5 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Что касается формы получения общего образования, то в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Однако стоит понимать, что независимо от формы получения общего образования, каждый обучающийся обязан ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией.

  • Получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

    При поступлении в вуз необходимо предоставить аттестат о среднем общем образовании или диплом СПО. Исходя из вышеизложенного обращения можно сделать вывод, что Вы поступили в ВУЗ на основании диплома колледжа, а не свидетельства об общем образовании.

    В соответствии с п. 9-10. ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Соответственно, в колледже, скорее всего, была адаптируемая программа под Ваши способности (т.к. в противном случае, отсутствие спец.условий явилось бы нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г.), следовательно, диплом колледжа о средне-специальном или средне-профессиональном образовании является действительным, на основе которого (и доп. экзаменов) Вы были зачислены в вуз.

Страницы

Поделиться: