Реализует ли родитель, обучающий своего ребенка в форме семейного образования, образовательные программы начального, основного и среднего общего образования? Ведь образовательные программы разрабатываются и утверждаются исключительно организацией, осуществляющей образовательную деятельность. А если родитель не реализует образовательные программы, то как быть с промежуточной аттестацией, которая сопровождает освоение образовательной программы? Получается, что сопровождать нечего? В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее Федеральный закон)в Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Если рассматривать в отдельности образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, то, соответственно, каждый из них устанавливает возможность получения образования в форме семейного образования (п. 4 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1 - 4 кл.), утвержденныйприказомМинобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; п. 2 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5 - 9 кл.), утвержденный приказомМинобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; п. 2 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10 - 11 кл.), утвержденный приказомМинобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Таким образом, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). Примечательно, что общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях установлены Конституцией РФ (ст. 43). Так, согласно Письму № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме», при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Вместе с тем, ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в иной форме или использовать право на сочетание форм получения образования и обучения (ч. 4 ст. 17 и п. 2 ч. 3 ст. 44 Федерального закона). Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 3 ст. 17Федерального закона). Так, ч. 3 ст. 34 Федерального законагласит: «Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе». Примечательно, что образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Согласно ст. 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Экстерны являются обучающимися ( ч. 1 ст. 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 Федерального закона. П. 1 ст. 58 Федерального закона устанавливает, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. В соответствии с п. 4 ст. 58 Федерального закона образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (п. 10 ст. 58 Федерального закона). Стоит обратить особое внимание на тот факт, что согласно ст. 35 Федерального закона гарантированы права обучающихся на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе. Так, обучающиеся в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона). Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Проанализировав законодательство РФ по вопросу получения семейного образования в РФ, попытаюсь ответить на поставленный вопрос. Итак, родитель (законный представитель), обучающий своего ребенка в форме семейного образования, не реализует образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, он возлагает на себя обязанности по подготовке ребенка сдачи экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. В ч. 3 ст. 34 Федерального закона законодатель предусматривает право ребенка обучаться по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе (при последующей сдачи экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе).
Раздел комментариев: |
▼ |