Просим дать разъяснения по следующему вопросу. В соответствии с п.10 ст. 28 ФЗ-273 к компетенции ОУ относится установление периодичности промежуточной аттестации. Локальным актом МОБУ СОШ №16 г. Якутска определена аттестация в 10-11 классах по четвертям. В приказе МОиН написано, что итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения за 10-11 класс. Таким образом, возникла проблема при подсчете среднего арифметического показателя для выставления в аттестат. Если брать отметки за 2 и 4 четверти, то, в большинстве случаев, такой средний показатель отличается от среднего, выведенного за 1-4 четверти. Просим дать разъяснения, каким образом и каким документом школа обязана руководствоваться при выставлении отметок в аттестат. В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако прямое действие федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации, не исключает издания подзаконных актов Президентом и Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами. При этом, однако, данные акты не могут противоречить законам и отменять их. В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Принцип автономности означает, что права образовательной организации могут быть ограничены только в соответствии с законодательством РФ в установленном законом порядке. Между тем, эта свобода не безграничная, образовательная организация обязана учитывать и соблюдать требования комментируемого закона, иных нормативных актов в сфере реализации образовательных программ и требования федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с п. 4-5 ст.4 ФЗ «Об образовании в РФ» нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 6 «ФЗ Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: 1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования; 6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований. Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014г. №115 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" является результатом реализации Министерством образования своих полномочий, перечисленных выше. Данный нормативно-правовой акт является инструкцией по заполнению аттестатов, которая призвана унифицировать вид документа, который получают все граждане, окончившие 9 или 11 классов обучения. В данном документе действительно содержится норма о том, что итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения. А п. 10 ст. 28 ФЗ «Об образовании» действительно закрепляет как часть компетенции образовательной организации осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и установление их форм, периодичности и порядка проведения». Однако противоречия в указанных актах не содержится. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Положения, содержащиеся в Приказе Минобрнауки не отменяют, не противоречат, не ограничивают и не снижают уровень предоставления гарантий, установленный ФЗ «Об образовании». Школа как образовательная организация действительно может реализовывать свою компетенцию, устанавливая локальным актом промежуточную аттестация в 10-11 классах по четвертям, а не по полугодиям. Однако положения, регламентированные Приказом Минобрнауки не запрещают проводить промежуточную аттестацию таким образом, рассматриваемый приказ регламентирует выставление именно итоговых отметок за 11 класс, которые выставляются в аттестат. Следовательно исходя из вышеизложенных норм и проведенного анализа, можно сказать, что в свете отсутствия противоречия между Федеральным законом и Приказом Минобрнауки МОБУ СОШ №16 г. Якутска следует руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 14.02.2014г. №115 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" и выставлять итоговые баллы в соответствии с указанным нормативно-правовым актом. Возможно, вашей образовательной организации стоит дополнить локальный акт формулой исчисления оценок за полугодия как среднее арифметическое за две четверти. Такая правка позволит в некоторых случаях решить возникшую коллизию.
Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Алейниковой Юлии Евгеньевны. Раздел комментариев: |
▼ |