Образовательное право для школы

Княгинина Надежда Владимировна

  • «Образовательное право для школы»

    Уважаемые коллеги!

    Факультет права Высшей школы экономики начинает набор на программу повышения квалификации: «Образовательное право для школы» и приглашает Вас принять участие.

    Вы познакомитесь с рабочими методами решения актуальных проблем, с которыми сталкиваются руководители и работники сферы образования на примерах реальной практики. Разберётесь в процедуре проверок, аккредитации и лицензирования. Мы используем простой и понятный язык, делая юридические знания доступными для всех. Программа создана экспертами, непосредственно участвующими в разработке законодательных изменений.

    Наш курс призван помочь директорам школ и их заместителям разобраться в быстроменяющемся порой несовершенном образовательном законодательстве. Мы научим использовать законы и нормы для достижения целевых показателей, покажем, как работать с помощью правовых инструментов с кадрами, обучающимися и родителями, разрешать и предотвращать конфликты, возникающие в образовательном процессе. Особое внимание уделим последним изменениям в законе 273-ФЗ "Об образовании".

    Мы понятно объясним требования, предъявляемые к руководителям школ со стороны проверяющих органов при процедурах аккредитации и лицензирования.

    Нашей целью является повышение уровня знаний и компетенций сотрудников сферы образования, снижение количества нарушений при проверках для того, чтобы в конечном итоге всё это привело к повышению качества образования.

    Всё обучение проходит онлайн, в режиме реального времени. Это не просто запись лекций, а живое общение.

    Подать заявку и узнать более подробную информацию можно на официальном сайте программы.

  • Правила выставления оценок в школе

    Данный вопрос не регулируется законодательством. Обычно правила выставления оценок устанавливаются собственными актами школы. На сайте школы в разделе «документы» должен быть акт, например, «Положение о системе оценок» или «Положение о выставлении текущих и итоговых оценок» (может называться по-разному). В этом документе описывается порядок того, как выставляются годовые оценки, в том числе, в спорных случаях.
    Если у школы подобный акт отсутствует, то решение о наиболее подходящей оценке остается за учителем (как часть его свободы выбора методов обучения и пр., п. 2 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании).

  • Медкомиссия и аттестат

    По причине отсутствия полного объема информации относительно вашей ситуации, не совсем понятно, почему вам нужно быть отчисленным из образовательной организации для прохождения медкомиссии и подачи заявления.

    Однако мы можем указать некоторые ориентиры, которые позволят вам оценить, как лучше поступить в данной ситуации:
    1. Нет установленного срока, в который школа обязана выдать аттестат. Скорее всего, аттестаты будут находиться в школе за несколько дней до официального выпускного, на котором по традиции их выдают. Проблема с выдачей аттестата до официального выпускного — исключительно техническая, т.к. аттестаты нужно заполнить, отпечатать, привезти, внести в журнал выдачи и пр. Поэтому это делается для всех школьников сразу, и понятно, что это происходит не в день выпускного, а заранее.
    2. Не совсем ясно, в какую школу вы поступаете в родном городе, если в ней для 10 класса установлены сроки подачи заявлений. Дело в том, что для обычной школы (за исключением 1 класса) заявление о зачислении можно подавать в любое время в течение года, а отказать в приёме в школу могут только в том случае, если в ней нет свободных мест.

    С другой стороны, если вы поступаете в школу, где предусмотрен индивидуальный отбор (вступительные испытания), то, действительно, срок подачи документов в этом случае может быть ограничен.
    Однако ни для зачисления в обычную школу, ни в школу с индивидуальным отбором не требуется прохождение медкомиссии (если речь не про психолого-медико-педагогическую комиссию, которая нужна для выбора адаптированной программы).

  • Условный перевод в следующий класс

    Условный перевод подразумевает перевод в следующий класс (ч. 8 ст. 58 Закона об образовании)
    Если ученик «условно переведен», но даже со второй попытки не ликвидирует академическую задолженность, то в порядке, установленном школой, он будет переведен на индивидуальный учебный план, на адаптированную программу или на повторное обучение (в данном случае, в 7 классе) (ч. 9 ст. 58 Закона об образовании).

  • Порядок приема в первый класс

    В новом порядке приема (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 г. № 458) установлены сроки первой волны приёма — с 1 апреля по 30 июня (п. 17 Порядка). Именно в этот период принимаются заявления как у проживающих на территории, так и у обладающих правом первоочередного и преимущественного приёма.
    Соответственно внутри первой волны сначала в список для зачисления вносятся первоочередные категории (п. 9 Порядка), потом братья и сестры (п. 12 Порядка), потом проживающие на территории. Указанная очередность подтверждается судебной практикой (Решение Верховного Суда РФ от 01 июня 2020 г. № АКПИ20-129).
    Вторая волна для не проживающих на данной территории первоклассников (за исключением братьев и сестер) начинается 6 июля и заканчивается 5 сентября.

  • Может ли ребенок пройти обучение в первом классе повторно?

    Повторно пройти обучение в первом классе не получится, поскольку в первом классе нет аттестации, соответственно, нельзя будет остаться на повторное обучение и т.д. Более того, услуга по предоставлению образования со стороны государства будет считаться полученной, а повторное получение этой услуги не предусматривается.
    Вы может или рискнуть и ждать место в желаемой школе на следующий год, или планировать перевод в данную школу после окончания первого класса — во второй (это возможно в том случае, если там будут места).

  • Изменение учителем выставленной оценки

    Вопрос выставления оценок напрямую не регулируется законодательством. Обычно правила выставления оценок устанавливаются собственными актами школы. На сайте школы в разделе «документы» должен быть размещен акт, например, «Положение о системе оценок» или «Положение о выставлении текущих и итоговых оценок» (может называться по-разному). В этом документе описывается порядок выставления годовых оценок, в том числе, в спорных случаях.
    Если у школы такой акт отсутствует, то решение о наиболее подходящей оценке остаётся за учителем (как часть его свободы выбора методов обучения и пр., п. 2 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании).
    Однако в данном случае возникает вопрос, который касается профессиональной этики: насколько с моральной или этической стороны правильно, если учитель меняет уже выставленные оценки без объяснения. Этот вопрос может обсуждаться в комиссии по этике (если имеется), на педагогическом совете, с руководством школы, чтобы выяснить обстоятельства дела и не допустить нарушения прав как ребенка (как минимум, право на поощрение и уважение достоинства) и прав учителя (свобода от вмешательства в профессиональную деятельность).

  • Я гражданин России, но родной язык моих детей финский. Могу ли я потребовать у администрации школы ввести курс изучения финского языка для моих детей?

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает право на изучение родного языка в образовательной организации. Родной язык из числа языков народов Российской Федерации – может использоваться на уровнях дошкольного, начального общего и основного общего образования. Однако это право реализуется «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования» (часть 4 статьи 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Это означает, что право ставится под условие наличия в образовательной организации соответствующих ресурсов и инфраструктуры.

  • Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования?

    Понятие «инвалид» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».

  • Ученице 18 лет. Окончила 10 класс с "2" по трем предметам. Как переводить её в 11 класс? В соответствии со ст. 58 Закона об образовании ликвидировать академическую задолженность можно в течение года. Ученицей какого класса её считать?

    В соответствии с ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающаяся в данном случае будет условно переведена в 11 класс. Срок ликвидации академической задолженности устанавливается образовательной организацией самостоятельно в пределах одного года. Год является максимальным сроком для прохождения повторной промежуточной аттестации для ликвидации академической задолженности, образовательная организация в праве установить более сжатые сроки.

Страницы

Поделиться: