Образовательное право для школы
Мы живем в Ямало-Ненецком автономном округе. Мои родственники оленеводы и ведут кочевой образ жизни. Их дети почти круглый год живут в интернате. Недавно они забрали детей на зимние каникулы в чум, потому что остановились недалеко. В интернате потребовали от них расписку, что они должны доставить детей за свой счет. Правильно ли это? Должен ли быть организован подвоз детей со стороны образовательной организации хотя бы до фактории и обратно, где ответственное лицо может через расписку отдать детей родителям?

В соответствии со ст. 2 Закона ЯНАО от 22 июня 2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» правовое регулирование в сфере образования в автономном округе осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон об образовании РФ), а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Законом ЯНАО «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами автономного округа. Из этого следует, что в образовательных правоотношениях, возникающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, возможно применение норм, содержащихся в Законе об образовании РФ. Так, в п.1 ч.1 ст. 7 Закона об образовании РФ к одному из полномочий РФ в сфере образования, переданное для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, относится государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Два вопроса, заданных выше взаимосвязаны друг с другом. Если обратиться к приказу Департамента образования ЯНАО № 1193 «Об утверждении примерного Положения о муниципальной общеобразовательной организации в Ямало-Ненецком автономном округе, имеющей интернат, организующей воспитание детей по семейному типу», а именно к п. 4.12, в котором говорится о том, что по письменной просьбе родителей (законных представителей), директор общеобразовательной организации может отпускать обучающихся домой (посёлок, стойбище, факторию) на время каникул, в воскресенье и праздничные дни, а также по уважительным причинам и в другие дни – под их письменное обязательство по охране жизни и здоровья детей. Иными словами, говорится о том, что родители после письменного заявления имеют право забрать ребёнка на определённое время, но ответственность будут нести непосредственно они. Таким образом, глава района правомерно отказался помогать и заявил, что ответственность за доставку детей несут родители. В вышеуказанном приказе говорится о письменном заявлении и отмечается, что ответственность после этого заявления начинают нести родители.
Непонятным остаётся вопрос, связанный с подвозом детей образовательной организацией ввиду того, что вывоз до фактории стоит огромных денег. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к п. 34 ст.2 Закона об образовании РФ, в котором закрепляется, что присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Для разъяснения данного термина обратимся к письму Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня». Организация питания (помимо завтрака во время учебных занятий) должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед (в 13-14 часов), полдник (в 16-17 часов). Хозяйственно-бытовое обслуживание детей, которое включает соблюдение требований к санитарному содержанию помещения (очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция). Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает: 1) организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей; 2) организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей); 3) организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий); 4) организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке). Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона об образовании РФ за присмотр и уход за ребёнком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и её размер. В ч. 8 ст. 66 вышеуказанного закона закрепляется положение, в соответствие с которым за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер.
Таким образом, если в договоре между образовательной организацией и родителями детей закреплена обязанность образовательной организации в подвозе детей, то она должна выполнять условия такого договора. Если в договоре нет такого положения, то школа-интернат не обязана подвозить детей до фактории.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Куцуляк Н.С.

Тэги вопросов: 
Поделиться: