Сначала представим некоторые сведения об Университете, которые необходимы для ответа на вопросы:
• Лицензия № от __.__.____ г. выдана индивидуальному предпринимателю ФИО (далее – ИП ФИО) “основателю” Университета.
• Лицензия выдана на осуществление дополнительного образования детей и взрослых.
• Согласно пункту «Положения о приеме, отчислении Слушателей и Обучающихся в Организации» (далее – Положение) Университет оказывает слушателям платные образовательные услуги в форме дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки.
• Согласно пункту «Положения», к освоению программы допускаются только слушатели, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, а также слушатели, получающие среднее или высшее профессиональное образование.
• Согласно пункту «Положения» на основании п. 8 ст. 108 Федерального закона об образовании РФ № 273-ФЗ Организация обязана при успешном прохождении итоговой аттестации по программе повышения квалификации выдать слушателю удостоверение установленного образца о повышении квалификации, а при успешном прохождении итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки - диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.
1. Какое образование НЕ может дать Университет интернет-профессий?
Согласно ч. 1 ст. 91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию, которое осуществляется в том числе по подвидам дополнительного образования.
Подвидами дополнительного образования в соответствии с ч. 6 ст. 10 ФЗ № 273-ФЗ являются 1) дополнительное образование детей и взрослых и 2) дополнительное профессиональное образование.
Согласно п. 16 и п. 17 Перечня Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 (ред. от 30.11.2021) «О лицензировании образовательной деятельности» реализация дополнительных общеобразовательных программ подлежит лицензированию.
ИП ФИО выдана лицензия на осуществление дополнительного образования детей и взрослых.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 32 ФЗ № 273-ФЗ индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам. То есть, реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями НЕ предусматривается (об этом также говорит ответ на вопрос № 5 Письма Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»).
Таким образом, Университет, основанный ИП ФИО, который имеет лицензию на осуществление дополнительного образования детей и взрослых, может осуществлять образование только по одному подвиду дополнительного образования – дополнительное образование взрослых и детей. Вы были правы, делая вывод о том, что Университет не имеет право обучать по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки (что является элементами дополнительного профессионального образования по ст. 76 ФЗ № 273-ФЗ).
2. Может ли Университет интернет-профессий установить требования для слушателей?
Согласно ч. 3 ст. 75 ФЗ № 273-ФЗ к освоению дополнительного образования детей и взрослых допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Таким образом, пункт Положения о том, что Университет допускает к освоению программы слушателей, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, является незаконным.
3. Какой диплом на самом деле может выдать Университет интернет-профессий?
Согласно пункту Положения на основании п. 8 ст. 108 ФЗ № 273-ФЗ Организация обязана при успешном прохождении итоговой аттестации по программе повышения квалификации выдать слушателю удостоверение установленного образца о повышении квалификации, а при успешном прохождении итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки - диплом установленного образца о профессиональной переподготовке. Ссылка на п. 8 ст. 108 ФЗ № 273-ФЗ является некорректной, т.к. это заключительные положения настоящего Закона. Выдачу документов об образовании и квалификации регулирует ст. 60 ФЗ № 273-ФЗ.
Перечисленные выше документы выдаются по окончании дополнительного профессионального образования (ч. 10 ст. 60 ФЗ № 273-ФЗ). Университет же по лицензии вправе осуществлять исключительно дополнительное образование детей и взрослых.
Согласно ст. 60 ФЗ № 273-ФЗ по программам дополнительного образования взрослых не предусмотрена итоговая аттестация и, соответственно, не предусмотрен определенный документ об образовании. Тем не менее, согласно ч. 15 ст. 60 ФЗ № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
Так как Вы упомянули про то, что дипломы государственного образца выдаются аккредитованными организациями, отметим, что из толкования ч. 1 ст. 92 ФЗ № 273-ФЗ следует, что государственная аккредитация по дополнительным программам НЕ предусмотрена. В ситуации с данным Университетом важна не государственная аккредитация, а предусмотренный для определенного вида образования документ. Для ДПО такой документ предусмотрен (п. 1 ч. 10 ст. 60 ФЗ № 273-ФЗ – удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке) и помещается в ФИС ФРДО, для дополнительного образования детей и взрослых – не предусмотрен и не помещается в ФИС ФРДО.
Университет по своему желанию может выдать документ об окончании дополнительного образования детей и взрослых по образцу, который будет установлен самим Университетом; такой диплом не будет внесен в ФИС ФРДО.
Нарушение или нет?
Как Вы изначально верно отметили, с одной стороны, Университет осуществляет обучение по программе, на которую не имеет лицензии. С другой – вводит потребителей образовательных услуг в заблуждение относительно вида образования и итогового документа об образовании.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» (далее – ЗОЗПП) если вид деятельности подлежит лицензированию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию. На сайте Университета представлена лицензия, однако приложение к ней с видом деятельности (дополнительное образование детей и взрослых) не представлено, что является нарушением п. 2 ст. 9 ЗОЗПП.
Согласно п. 1 ст. 10 ЗОЗПП исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно п. 4 ст. 12 ЗОЗПП в случаях предоставления информации об услуге необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги. Вполне вероятно, что типичный потребитель образовательных услуг, во-первых, не знает, что лицензию можно проверить в сводном реестре лицензий на сайте Рособрнадзора; Положение Университета на такую возможность не указывает, предоставляя доступ только к скану 1 страницы лицензии без приложения, где указан вид образования; во-вторых, даже если потребитель проверил лицензию, он не обязан знать разницу между дополнительным образованием детей и взрослых и дополнительным профессиональным образованием и между документами по окончании этих программ. Таким образом, пункты Положения содержат ложные сведения об услуге в части вида образования и документа по итогам прохождения курсов, что является нарушением п. 1 ст. 10 ЗОЗПП.
Насколько понятно из обращения, Вы еще не заключили договор с Университетом. Поэтому отметим возможные варианты поведения на случай, если Вы посчитаете нужным обратиться в компетентные органы за привлечением основателя Университета к ответственности.
Какая ответственность и куда обращаться?
Согласно ст. 43 ЗОЗПП за нарушение прав потребителей индивидуальный предприниматель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. В нашем случае деятельность Университета подпадает под следующие правонарушения и преступления:
1) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – КоАП РФ): ч. 2 ст. 14.1 – осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
2) «Уголовный кодекс Российской Федерации»: ст. 171 – незаконное предпринимательство – осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (от 2 250 000 рублей).
3) КоАП РФ: ч. 1 ст. 14.8 – нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге (дело об административном правонарушении будет возбуждено, если продажа услуги еще не произошла).
Ч. 1 ст. 14.5 – оказание услуг организацией или ИП при отсутствии необходимой информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ (дело будет возбуждено, если продажа уже произошла). Это разъяснено в п. 39 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).
Согласно п. 1 ст. 42.3 ЗОЗПП потребитель может направить обращение в орган государственного надзора, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ либо орган местного самоуправления.
Соответственно,
1) Вы можете направить обращение (заявление, жалобу) в территориальный орган Роспотребнадзора. В отношении Университета будет проведена проверка, и в случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения Роспотребнадзор направит информацию в компетентный орган или самостоятельно примет меры по привлечению виновного лица к ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 90 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») – предпочтительный вариант.
2) Вы можете направить заявление непосредственно в прокуратуру (ч. 1 ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» - второй по приоритетности вариант в случае бездействия Роспотребнадзора.
3) Вы можете направить обращение в органы местного самоуправления (ст. 44 ЗОЗПП) или в общественное объединение предпринимателей (ст. 45 ЗОЗПП), например, к Обществу защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ), которые могут самостоятельно внести в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности – данный вариант можно выбрать, если Вы не хотите самостоятельно коммуницировать с прокуратурой или Роспотребнадзором.
И напоследок отметим: если бы договор между Вами и Университетом уже был заключен, согласно п. 1 ст. 12 ЗОЗПП Вы могли бы отказаться от его исполнения, потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков. Это действие не отменит возможности обращения в государственные органы для привлечения Университета к административной/уголовной ответственности.
Ответ подготовлен студенткой 3 курса факультета права Диденко Владиславой Владимировной.