Образовательное право для школы
Есть ли ограничения для желающих обучать своих детей в форме семейного образования? Образование родителей? Финансовое положение семьи? Мною подано заявление в школу о том, что для своего ребенка нами выбрана семейная форма обучения. Директор сказала, что в отделе образования с нами будет беседовать начальник отдела и что нас поставят на учет в органы опеки. Обоснована ли такая беседа законодательно? О своей ответственности мы знаем, изучив все пункты закона, связанные с семейной формой образования. Обязаны ли мы, по закону, отчитаться о причинах своего выбора? И есть ли список причин, приемлемых для данного выбора? Имеют ли право какие-либо органы/организации в любое время посещать семью с целью какого-либо контроля? (6-10 тыс. знаков). Срок – 18 марта (23 59).

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности. Так, частью 2 статьи 63 установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители, выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). В частности при выборе семейной формы образования у родителей возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Тем не менее статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе. В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Таким образом, ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ни в других актах не закреплены специальные требования, касающиеся ограничений для желающих обучить своих детей в форме семейного образования.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями детей. При выборе родителями детей получения общего образования в форме семейного образования родители информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

 Уведомление составляется в произвольной форме. В нём нужно отразить, что родители выбрали для своего ребёнка форму получения общего образования в форме семейного образования. Рекомендуется сделать указание на то, что решение принято с учётом мнения ребёнка.

После перехода на семейное образование ученик «прикрепляется» к школе, попадая в её контингент. При этом он не посещает занятия, а лишь проходит промежуточную аттестацию. На практике это означает, что ребёнок учится дома, а в школу является для сдачи экзаменационных или контрольных работ. Прохождение аттестации в разных школах может быть с разной периодичностью – после каждой четверти, триместра, полугодия, раз в год.

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона). В этом заявлении должна содержаться информация о том, что родители выбрали для своего ребёнка форму получения общего образования в форме семейного образования и уведомили об этом соответствующий орган местного самоуправления. В заявлении также должны содержаться две просьбы: 1. Зачислись ребёнка в соответствующий класс в качестве экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. 2. Организовать аттестацию ребёнка экстерном.

Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было. Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы. Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме.

Родители несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона). Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. При неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.

Таким образом, родители не обязаны отчитываться ни перед школой, ни перед органом местного самоуправления о причинах перехода на семейную форму образования. Угроза директора о постановке на учет в органы опеки не обоснована, поскольку органы опеки и попечительства не занимаются вопросом контроля получения семейного образования. Сама же беседа с представителем органа местного самоуправления также не является обоснованной, поскольку родители не обязаны ни перед кем отчитываться о причинах своего решения, однако она может произойти по желанию родителей, например, по вопросу выбора школы, в которой ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Да, ребенок действительно ставится на учет, но не в органе опеки и попечительства, а в органе местного самоуправления о том, что он получает образование в семейной форме. Единственной же формой контроля является промежуточная аттестация. Как было сказано выше, при неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам и неудачной попытке пересдачи, ребенок будет зачислен в школу и будет получать образование в образовательном учреждении. Никакие другие формы контроля недопустимы. 

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Мишина А.В.

Поделиться: