Образовательное право для школы
Каковы действия муниципальных органов управления образования и руководителя школы по переходу образовательного учреждения с 6-дневной на 5-дневную учебную неделю? Существуют ли по этому вопросу нормативные документы, методические рекомендации?

 

Ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” дает автономию образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности; разработке и утверждении образовательных программ образовательной организации;  разработке и принятии правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.

Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательной организации в выборе режима работы – пятидневного или шестидневного (в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Последовательность действий при смене режима работы предполагает, что образовательная организация проводит обсуждение вопроса о переходе на пятидневный режим работыв соответствии с тем, как определяется компетенция коллегиальных органов управления организацией в уставе, например:

– на заседании управляющего совета (совета школы). Данное решение закрепляется протоколом заседания совета.

– на заседании педагогического совета образовательной организации принимается решение о внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования (в «Организационный раздел»: учебный план и календарный учебный график), а также принимаются новые учебные планы и календарный учебный график (в рамках ФГОС и Примерного учебного плана для образовательных организаций федерального законодательства), а также в иные образовательные программы

 –согласно п. 5, п.7 ст. 12, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 «Закона об образовании в Российской Федерации» издается Приказ «Об изменении режима работы образовательной организации», которым закрепляется факт переход организации на пятидневный режим работы. Копия приказа направляется в муниципальный орган управления образования.

Устав может возлагать полномочия по принятию соответствующий описанных выше решений и на другие органы. 

Кроме того, необходимо будет внести изменения в документы, устанавливающие режим рабочего времени педагогических работников: Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор (или эффективный контракт), график работы и расписание занятий (п.7 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»; Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. № 1601).

Следует также помнить, что работники-педагоги должны быть ознакомлены под роспись со всеми актами, регламентирующими режим рабочего времени, в которые будут внесены изменения (ст. 68 ТК РФ). Также необходимо будет заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам в части установления нового режима работы. В соответствии со ст. 74 Трудового Кодекса об изменении режима труда работников необходимо уведомить не менее чем за 2 месяца.

Общие всероссийские методические рекомендации отсутствуют, также, как и федеральные нормативные документы – решение данных вопросов относится к компетенции региональных и муниципальных властей.

Примеры региональных методических рекомендаций:

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций области на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования Министерства образования Саратовской области.

Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций Изобильненского района на 5-дневную учебную неделю для обучающихся начального общего образования Отдела образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края.

Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.

Раздел комментариев: 
Статьи 273-ФЗ: 
Поделиться: