Образовательное право для школы
ВУЗ с лицензией в том числе на профессиональное обучение организует профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки «Оператор ЭВМ» с выдачей свидетельства о профессии рабочего по завершении обучения. Есть ли особые требования к членам итоговой аттестационной комиссии (по аналогии, например, с требованиями к обучению по охране труда с выдачей удостоверения - аккредитация образовательного учреждения от Минтруда)? Или единственное условие, как указано в законе, участие представителя работодателя?

Согласно ст. 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение.
Квалификационный экзамен, проводимый по итогам профессионального обучения (в том числе обучения, осуществляемого непосредственно работодателем), состоит из 2 частей:
- написание практической квалификационной работы;
- проверка теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов.
При этом действительно, согласно п. 3 ст. 74 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей и их объединений. Поскольку предусматривается привлечение к проведению экзамена представителей работодателей (их объединений), данные субъекты также могут участвовать и в формировании программы экзамена; предполагается, что им наилучшим образом известны требования, предъявляемые не только к конкретной профессии (должности), но и к каждому из разрядов внутри единой группы профессий.
Данное положение аналогично положениям ч. 16 ст. 59 настоящего Закона. Из этого следует, что законодатель устанавливает одинаковые требования к участию представителей работодателей и их объединений в рамках проведения итоговой аттестации, завершающей освоение как основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, так и основных профессиональных образовательных программ.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя помимо прочего объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией, в связи с этим на запросы сферы труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (ст. 19 Закона), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) (п. 16 ст. 59, ст. 74 Закона); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги (п. п. 3, 5 ст. 96 Закона).
Действующие в настоящее время профессиональные стандарты содержат ряд требований (к знаниям, умениям, другим характеристикам, например, соблюдению морально-этических основ той или иной деятельности), часть которых может быть проверена на практической части экзамена, а некоторые - в ходе проверки теоретической подготовленности обучающихся.
В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 292, лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
Что касается квалификационного экзамена, вышеуказанный Порядок также не устанавливает требования к его проведению, кроме тех, которые указаны в Законе об образовании.
Проанализировав все нормативные правовые акты, связанные с итоговой аттестацией и квалификационным экзаменом по завершении профессионального обучения, было определено, что законодательством не предусмотрены иные условия проведения квалификационного экзамена, кроме указанных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Требования к наличию у членов аттестационной комиссии определенной аккредитации или аттестации не установлены законодательством РФ.
Для уточнения Вашего вопроса нужно обратиться к локальным нормативным актам ВУЗа. Так, например, в Положении ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный университет» от 25.06.2019 об итоговой аттестации слушателей основных программ профессионального обучения указано, что аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, также определяет лицо, не работающее в Университете из числа ведущих специалистов организаций по профилю осваиваемой слушателями программы по согласованию с его работодателем. Аттестационная комиссия Университета по программах профессионального обучения формируется из представителей работодателей, их объединений, а также из руководящих, педагогических и иных работников Университета. Таким образом, в данном локальном нормативном акте не указаны требования к наличию у членов итоговой аттестационной комиссии аккредитации, аттестации, т.к. это не закреплено законодательством.
Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Слободянюк М.В.

Раздел комментариев: 
Поделиться: