Статья 58

  • Семейное образование, получение образования в заочной форме

    Для начала необходимо четко разграничивать понятия «семейного образования» и «заочного образования». Важно понять, в какой форме Вы хотите продолжать дальнейшее обучение вашего ребенка. От этого будет зависеть и соответствующий перечень документов, который необходимо будет собрать и предоставить, а также его дальнейшая аттестация.

  • Академическая задолженность

    Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей оставляются на повторный год обучения, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
    1) Как должна поступить образовательная организация в случае, если обучающийся не ликвидировал задолженность в установленные сроки, а родители отказываются проходить комиссию или обучаться повторно?
    2) Может ли обучающийся, не ликвидировавший задолженность, но прошедший ПМПк, решение которой "обучение по адаптированной программе" продолжить обучение в той же параллели, не смотря на то, что предыдущий год не завершен?
    3) Что предполагает "индивидуальный учебный план"?

  • Адаптированная программа 5.1

    В первую очередь следует разъяснить статус адаптированной программы 5.1.
    В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается образовательный стандарт, предусматривающий различные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
    Если психолого-медико-педагогической комиссией установлено, что Вашему ребенку необходима адаптированная программа 5.1 это означает следующее:
    - Ваш ребенок получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
    То есть, ребенок учится в классе со своими сверстниками, в том числе с теми у которых нет ограниченных возможностей здоровья, учится по абсолютно той же программе по всем предметам, имеет тот же объем заданий по предметам, что и все другие дети, обучающиеся в классе. Иными словами, он такой же ученик класса, как и все остальные ученики этого класса.
    - При этом Ваш ребенок проходит особую коррекционную программу вне учебных часов по предметам. Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить ребенку удовлетворение его особых потребностей в связи с тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. В случае с ОВЗ ТНР предусмотрено обязательное участие логопеда.

  • Академическая задолженность

    В первую очередь, необходимо разобраться, по какой причине ребенок имеет академическую задолженность по стольким предметам и помочь ему.
    Во-вторых, исходя из п. 3 ст. 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее Закон об образовании) говорится, что обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
    Только после того, как ученик использовал две попытки ликвидации своей задолженности, но так ее и не ликвидировал, родитель (или законный представитель) должен написать заявление об оставлении на повторное обучение, переводе на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Данный выбор производится на усмотрение родителя. Об этом нам говорит п. 9 ст. 58 Закона об образовании: "Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану".
    Исходя из вышеперечисленного, стоит сделать вывод, что родитель (законный представитель) ребенка не вправе требовать оставить ребенка на повторный год обучения до повторных попыток погашения академической задолженности.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Бузылева Александра Тимуровича

  • Промежуточная аттестация

    В соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации (оценка за полугодие) могут быть признаны академической задолженностью при отсутствии уважительных причин. В данном случае, неуспеваемость ребенка по предмету «Право» связана с пропусками именно по уважительной причине, а также низкими оценками при текущем контроле. Правила оценивания учащихся устанавливаются локальными нормативными актами школы. В том случае, если в них предусмотрена возможность исправления текущих оценок, то учитель не вправе препятствовать ученику в устранении задолженностей. Таким образом, рекомендуем Вам написать обращение директору школы с разъяснением всей ситуации, обязательной ссылкой на то, что в соответствии с ФЗ «Об образовании» не прохождение промежуточной аттестации по уважительным причинам (болезни) не может считаться академической задолженностью и потребовать объяснить на основании каких локальных нормативных актов школы учитель не дает возможность исправить текущие оценки. В конце письма рекомендуем Вам указать, что в случае, если администрация школы не сумеет найти решение данной проблемы, то следующее обращение будет направлено уже в региональный департамент образования и науки.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Бабалова Артура Тамазовича

  • Образование в семейной форме

    Право учащихся на бесплатное прохождение экстерном промежуточной и итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, установлено в ч.3 ст. 34 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».

    В данной ситуации следует также обратиться к Письму Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме». Согласно тексту данного письма, Основаниями возникновения образовательных отношений между экстернами (лицами, зачисленными в организацию, осуществляющую образовательную деятельность для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации) и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. При этом, согласно данному письму, по желанию родителей образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

    Согласно п.1 ст. 58 ФЗ-№273 промежуточная аттестация сопровождает освоение учеником образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

    Следовательно, родители имеют право изменять образовательную организацию для каждой промежуточной аттестации. 

    Более того, закон не устанавливает ограничений на возможность прохождения промежуточной аттестации лишь по одному или нескольким предметам, что делает теоретически возможным прохождение промежуточной аттестации в нескольких организациях. Фактическая возможность будет зависеть от локальных нормативных правовых актов и других документов, включая графики проведения аттестации.

  • Промежуточная аттестация при заочном обучении в школе

    В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

    В отсутствие норм, содержащихся во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования по регламентации процесса обучения в зависимости от соответствующей формы, образовательная организация вправе использовать полномочия, установленные для нее в 28 и 30 статьях Закона “Об образовании” в части разработки и утверждения учебной программы, установления режима занятий, средств и методов обучения, форм, порядка и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации. Следовательно, учебный план заочной формы обучения в школе подразумевает составление индивидуального учебного плана в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания педагога. За основу берется учебный план основной образовательной программы школы, которую осваивает обучающийся. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Законом "Об образовании в Российской Федерации" (статья 58) и локальным нормативным актом образовательной организации.

  • Ребенок 2 класса с ограниченными возможностями здоровья обучается вместе с классом. Ввиду болезни (менингит) ребенок находился в больнице, абсолютно постельный режим, рекомендации врача не позволяли ребенку дополнительно в больнице заниматься, в итоге пер

    Промежуточная аттестация предполагает контроль за освоением учащимися образовательной программы, отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины, при этом форма и порядок ее проведения определяется учебным планом образовательной организации. (п.1 ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ). 

    Болезнь учащегося является уважительной причиной пропуска аттестации. Согласно п.8 ст. 58 ФЗ № 273-ФЗ если у учащегося были уважительные причины, которые препятствовали прохождению аттестации, то такие учащиеся могут быть переведены в следующий класс условно (п.8 ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ).

    По смыслу ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ прохождение промежуточной аттестации является обязанностью учащегося. Следовательно, аттестацию ребенку будет необходимо пройти, однако ее сроки должны быть перенесены. 

    Стоит учитывать и тот факт, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающийся вправе требовать предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, в том числе путем организации обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

  • может ли школа проводить промежуточную аттестацию для 1-х классов? В какой форме промежуточная аттестация должна быть организована для обучающихся 1-х классов?

    В соответствии со ст. 58 Федеральногозаконаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  и ст. 19ПриказаМинистерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.  

    Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно. 

  • Ученица 4 класса имеет 5 неудовлетворительных отметок по итогам года. Допущена к промежуточной аттестации с условием сдачи промежуточной аттестации по 5 предметам. По итогам промежуточной аттестации имеет по 5 предметам "2". Может ли она быть условно пере

    Часть 8 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.  

    Согласно ч.4 ст. 58 обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. При этомдля проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. 

    Лимита количества академических задолженностей в законе не предусмотрено – в данном случае условный перевод является единственным возможным правовым решением. Только при не ликвидации в установленные сроки академической задолженности по усмотрению родителей (законных представителей) обучающегося они могут быть оставлены на повторное обучение, переведены на адаптированную образовательную программу или на индивидуальный учебный план (ч. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании»). 

    Таким образом, можно заключить, что ученица может и должна быть условно переведена в 5 класс. 

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.

Страницы

Поделиться: