Статья 2

  • Начало каникул

    Начало каникул следует считать с того дня, который установлен локальными документами школы. Информацию о сроках начала и окончания каникул также можно уточнить на сайте образовательной организации. Министерство образования публикует рекомендуемые сроки каникул, но окончательное решение принимает совет школы, который оставляет за собой право скорректировать эти даты. Это регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
    в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,обучающимся предоставляются академическое право на каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
    в соответствии с п. 17 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», в процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно;

    в соответствии с п. 9 ст. 2, ч. 10 ст. 13, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона N 273-ФЗ и п. 17 Приказа Минобрнауки, разработка и утверждение образовательных программ, в том числе календарного учебного графика, относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул. При этом федеральные и региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций;

  • ЯНАО, подвоз детей образовательной организацией

    В соответствии со ст. 2 Закона ЯНАО от 22 июня 2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» правовое регулирование в сфере образования в автономном округе осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон об образовании РФ), а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Законом ЯНАО «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами автономного округа. Из этого следует, что в образовательных правоотношениях, возникающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, возможно применение норм, содержащихся в Законе об образовании РФ. Так, в п.1 ч.1 ст. 7 Закона об образовании РФ к одному из полномочий РФ в сфере образования, переданное для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, относится государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.

  • Лицензирование образовательной деятельности

    Из контекста вопроса следует, что рассматриваемая частная образовательная организация по смыслу п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – «Закон об образовании») является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. При этом, согласно ч. 4 – 7 ст. 22 Закона об образовании образовательные организации, в том числе могут быть и частными, т.е. создаваемыми в соответствии с законодательством РФ физическими и (или) юридическими лицами и их объединениями. Поэтому все требования Закона об образовании распространяются на данную организацию без каких-либо ограничений и исключений. В связи с этим, данная организация уже имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая была выдана Министерством образования по Московской области. На данный момент, адрес места регистрации образовательной организации и адрес места осуществления совпадают и прописаны в выданной ранее лицензии. При этом, организация хочет начать осуществлять свою деятельность в Москве.

  • Академическая задолженность

    Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей оставляются на повторный год обучения, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
    1) Как должна поступить образовательная организация в случае, если обучающийся не ликвидировал задолженность в установленные сроки, а родители отказываются проходить комиссию или обучаться повторно?
    2) Может ли обучающийся, не ликвидировавший задолженность, но прошедший ПМПк, решение которой "обучение по адаптированной программе" продолжить обучение в той же параллели, не смотря на то, что предыдущий год не завершен?
    3) Что предполагает "индивидуальный учебный план"?

  • Проведение аттестации по дополнительному предмету

    Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от образовательной программы. В аттестат вносятся те дисциплины, которые относятся либо к инвариантной части учебного плана, либо к вариативной части. Таким образом, любой дополнительно изученный предмет может в принципе быть включен в аттестат, если он признается частью программы, и входит в вариативную часть. Если предмет в принципе не является частью этой программы, то он в принципе никак не может быть отражен в аттестате. (И должен рассматриваться, как, например, дополнительная образовательная программа).

    В этой связи ключевой вопрос – может ли быть изучение второго иностранного языка быть признано как освоение части программы обучающимся? Ответ на него зависит от учебного плана. Есть ФГОС среднего общего образования, которым четко установлено соотношение – 60 процентов программы должна составлять обязательная часть, и 40 – часть, формируемая участниками образовательных отношений. Данное соотношение не должно нарушаться.

    Кроме того, количество учебных занятий за 2 года должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов. Если признавать освоение английского языка частью освоения имеющейся образовательной программы, это должно попадать в означенные ограничения – то есть, например, образовательная организация, которая имеет 2170 часов по учебному плану, вполне может предусмотреть возможность выбора обучающимся более, чем одного иностранного языка. Если же учебный план уже составлен из объема 2590 часов, то без сокращения времени, отводимого на изучение других дисциплин, предусмотреть возможность выбора дополнительного предмета уже затруднительно.

  • Итоговая аттестация

    Согласно п. 4 ст. 75 Федерального закон от 29.12.2012 N 273  "Об образовании в Российской Федерации", содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

    В данный момент ситуация такая, что регионы, не дождавшись четких указаний Министерства образования и науки РФ, разрабатывают региональные рекомендации, определяющие статус, структуру и содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (хотя разработка таких рекомендаций не предусмотрена законодательством и не может являться обязательным требованием для образовательных организаций).

    Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (ст.23 ФЗ № 273 “Об образовании”). Иными словами, как и во всех образовательных организациях, в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (п.1ст.12 ФЗ № 273 “Об образовании”).

    Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами так для данной сферы федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (п.14 ст.2 ФЗ № 273 “Об образовании”). Они предусмотрены только для дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ (п.4 ст. 75 ФЗ № 273 “Об образовании”).

  • Ежегодный отпуск методистам

    Как было верно отмечено, продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, регулируется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 (далее — Постановление № 466). Данный документ принят в соответствии со ст. 334 Трудового кодекса РФ и с нормами Закона № 273-ФЗ.

    Для педагогических работников, поименованных в разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций,  к которым в том числе относятся и методисты, продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков составляет 42 или 56 календарных дней. Однако, при этом, продолжительность отпуска в 56 календарных дней устанавливается только для определенных категорий работников, в том числе и для организаций, осуществляющих обучение без лицензии (разделы IV-V). Методисты, за исключением руководителей, не подпадают под категории работников, которые имеют право на отпуск в 56 дней.

    При этом со вступлением в силу Постановления № 466 работники обучающих организаций, чья деятельность не связана с реализацией на основе лицензии образовательных программ и напрямую не соотносится с педагогической деятельностью, лишаются права на удлиненный отпуск.

    Таким образом, прежняя продолжительность отпуска не сохраняется за работниками, которые имели право на ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска в соответствии с Постановлением № 724, если они работают в образовательных организациях, которые не могут быть отнесены к одному из типов, указанных в разд. I–III приложения к Постановлению № 466, либо к организациям, осуществляющим обучение (разд. IV приложения).

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.

  • может ли ребёнок, который обучается в коррекционной школе VIII вида, быть переведён в общеобразовательную школу по желанию родителей. Какие документы предъявляются в общеобразовательную школу при переводе? (решение ПМПК?) Каким образом в этом случае общ

    Коррекционные учреждения VIII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. 

    В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную  общеобразовательную программу, - в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим:

    В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 

    Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

  • На что сослаться, чтобы попросить индивидуальный учебный план для первоклашки, проявляющего большие способности помимо основной школы?

    Согласно ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Также настоящим законом установлено, что обучающемуся предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. 

    Кроме того, согласно п. 19.3 Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования вцелях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

    Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Таким образом, в образовательном учреждении при участии обучающихся и их родителей возможна разработка индивидуальных учебных планов, в которых будут предусмотрены учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов. Кроме того, в учреждении должен быть принять локальный нормативный акт, посвященный порядку обучения по индивидуальному учебному плану.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Безруковой.

  • На что сослаться, чтобы попросить индивидуальный учебный план для первоклашки, проявляющего большие способности помимо основной школы?

    Согласно ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Также настоящим законом установлено, что обучающемуся предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. 

    Кроме того, согласно п. 19.3 Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования вцелях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Безруковой.

Страницы

Поделиться: