Среднее профобразование

  • Каникулярное время в колледже

    В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» колледж вправе самостоятельно разрабатывать образовательную программу обучения с опорой на требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом той специальности или профессии, которую вы получаете. Это значит, что график каникул и график прохождения производственной практики устанавливается колледжем (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464).

    Как правило, каникулы в России действительно длятся до конца августа, однако образовательные организации вправе определять, в какие даты будут проходить летние каникулы. Аналогично дело обстоит и с датами прохождения производственной практики. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к общеобразовательным организациям (школам, например) для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», п.10.3). Однако действующие санитарно-эпидемиологические требования к обучению в колледжах подобного пункта не предусматривают (СанПиН 2.4.3.1186-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования).

  • Включение в расписание 5 пар (10 академических часов) в один день

    Вопрос заключается в правомерности включения в расписание пяти пар, а парами называют занятия в высших учебных заведениях (ВУЗ) или учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Также в вопросе отмечается, что допустимая нагрузка в 36 часов в неделю не превышена, а эта норма соответствует приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования». Документ регламентирует (п. 27) максимальный объем учебной нагрузки студента в размере 54 академических часов в неделю, при этом в эту нагрузку включена и аудиторная и внеаудиторная деятельность.
    Но временные ограничения по проведению аудиторных занятий, о которых скорее всего идет речь в вопросе, ещё строже (п. 28): «Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю». При этом продолжительность учебной недели устанавливается самостоятельно образовательной организацией.
    Поэтому, если вопрос заключается в законности выставления 5 пар в день в учреждениях СПО, то ответ следующий — это законно.
    С другой стороны, парами называют и занятия в ВУЗах. К тому же в вопросе упоминается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3+), который относится к стандартам высшего образования (ФГОС ВО). ФГОС 3+ регламентирует стандарты по уровням высшего образования. При этом в Стандарте нет прямых указаний на ограничения максимальной учебной нагрузки студентов.
    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 28 п. 3 определяет, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
    ● разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

  • Профстандарт и обучение по профессии "повар"

    В Трудовом кодексе Российской Федерации обозначены два случая, когда профессиональные стандарты используются обязательно. Первый случай установлен в статье 57, но для нас этот случай не подходит.

    В статье 195.3 Трудового кодекса говорится, что, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. На само обучение эти стандарты не оказывают прямое влияние.

    В нашем случае приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 года N 610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» действительно установлено, что повар должен обладать соответствующим образованием. Причем в стандартах указано, что для помощника повара и младшего повара необходимо среднее общее образование, а для повара среднее профессиональное образования. Поэтому мы бы хотели, чтобы Вы уточнили, что именно Вы имеете в виду.

    В то же время, как Вы правильно указали в приказе Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 года N 292 в пункте 6 указано, что к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

  • СПО

    Согласно действующему законодательству, перевод обучающегося из 10 класса общеобразовательной организации в профессиональную образовательную организацию (техникум) для получения среднего профессионального образования оформляются как отчисление по инициативе родителей (законных представителей) в связи с переводом обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ).
    Участие комиссии по делам несовершеннолетних предусматривается только в случае отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования (в качестве меры дисциплинарного взыскания), а также в случае оставления обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования (ч. 9 ст. 43, ч. 6 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, при отчислении лица, получившего основное общее образование (9 классов), участие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не предусмотрено.
    При приеме на обучение по программе среднего профессионального образования лица, закончившего только 9-й класс и тем самым не имеющего среднего общего образования, осуществляется на базе основного общего образования и с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Каримова У.Р.

  • СПО

    В федеральных законах, регулирующих данный вид правоотношений, конкретно установленного норматива по количеству воспитателей или методов расчета данного норматива не закреплено.
    В подзаконных актах данный показатель – соотношение учителей к количеству учеников - фигурировал неоднократно (например, ранее в п. 45 ст.3 ПП Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 322 он определялся как перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации). В то же время конкретного численного норматива в акте не было установлено.

    45. Численность лиц, обучающихся в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях, приходящихся на 1 работника государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений, в том числе приходящихся на 1 учителя, из них в городской и сельской местности (человек).

  • Посещаемость в техникуме

    В соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – «ФЗ об образовании») в приложении органами исполнительной власти устанавливается порядок организации и осуществления образовательной деятельности. Для программ среднего профессионального образования (Далее – «СПО») существует Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования". Это те документы, которыми Вам стоит пользоваться, поскольку в них содержится основная информация как про ваши права и обязанности, так и про учебный процесс.
    В рамках организации учебного процесса в образовательных организациях, реализующих программы СПО, существуют лишь нормы по наполняемости учебной группы, но не о посещаемости (Приказ Минобранауки России от 14.06.2013 N 464). Так согласно п. 29 Приказа «Численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек». Норм и правил по проведению занятий с частичной посещаемостью или посещением менее половиной учащихся группы занятий на законодательном уровне не установлено. Однако локальными нормативными актами Вашего учебного заведения могут быть установлены дополнительные положения. Советую их запросить у директора техникума. Однако в подавляющем большинстве случаев такие акты отсутствуют.
    В п. 1 ч.3 ст. 47 ФЗ об образовании закрепляется Ваше право, как педагогического работника, на свободу преподавания. В следующих пунктах (п.2-3 ч.3. ст.47) также гарантируются:
    • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
    • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

  • Поступление в колледж

    Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, равно как и положения приказа Минобрнауки России от 23 января 2014 г. № 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" не содержат каких-либо ограничений по количеству специальностей в колледже, на которые может поступить абитуриент. Таким образом, колледжи вправе самостоятельно регламентировать прием абитуриентов и устанавливать определенное количество специальностей. Поэтому рекомендуем Вам уточнять эту информацию в приёмной комиссии колледжа путем личного обращения.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Бабалова Артура Тамазовича

  • Аудиторные нагрузки

    Согласно ФГОС НПО 2010 года, начальное профессиональное образование можно получать в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

    С 2013 года, согласно новому закону «Об образовании», система начального профессионального образования включена в структуру среднего профессионального образования. Так,  п. 2 ст. 108 ФЗ-№273 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. гласит, что «…образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

    2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

    3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

    …»

    На основании этих нормативных актов, СанПиН 2.4.3 1186-03 (Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования) применяют и для СПО (есть судебная практика). Исходя из этого, объем учебно-производственной нагрузки на учащихся отдельных групп должен быть дифференцирован с учетом продолжительности учебной недели и курса обучения и не должен превышать объемов, предусмотренных в п. 2.6.1 .1 указанного СанПиНа Таблица 1Таким образом, организация системы СПО, в Вашем случае – техникум, обязана не выходить за пределы нагрузки, предписанные СанПиНом 2.4.3 1186-03.

  • Начальное, основное и среднее общее образование по закону являются обязательными. Моя задача как родителя обеспечить моему ребенку получение этих уровней общего образования, что я и делаю. Я подтверждаю, что мой ребенок действительно получает образование,

    В соответствии с п. 5 ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ об образовании), начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, действительно, являются обязательными уровнями образования.

    В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ – родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом они имеют право выбора формы получения детьми образования.   

    Вданном случае ребенок получает семейное образование, что допустимо в силу п. 1. ст. 17 ФЗ об образовании.

    Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

    На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье. 

  • Экзамен по курсу «Образовательное право»

    Добрый день! Поскольку Вы не уточнили, по какой именно форме проходил обучение Ваш сын, возможны два варианта.

    Если Ваш ребенок получал среднее профессиональное образование (обучался в техникуме) на бюджете по очной форме обучения, то отсрочка от армии должна была быть предоставлена на весь период обучения в техникуме (абзац 2 подпункта «а» пункта 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О воинской обязанности и военной службе"). В таком случае оснований взять академический отпуск для прохождения службы в армии, не дожидаясь окончания обучения, не было.

    Однако если Ваш сын обучался в техникуме на бюджете заочно, призыв на военную службу действительно является одним из оснований для предоставления академического отпуска (в соответствие с пунктом 4 Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся"). Возможность воспользоваться академическим отпуском – одно из прав, предоставляемых обучающимся образовательных учреждений (предусмотрено пунктом 12 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) "Об образовании в Российской Федерации").

    Тем же Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" установлено, что:

    «6. Обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.

    7. … Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица».

Страницы

Поделиться: