Общие положения

  • СПО

    В федеральных законах, регулирующих данный вид правоотношений, конкретно установленного норматива по количеству воспитателей или методов расчета данного норматива не закреплено.
    В подзаконных актах данный показатель – соотношение учителей к количеству учеников - фигурировал неоднократно (например, ранее в п. 45 ст.3 ПП Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 322 он определялся как перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации). В то же время конкретного численного норматива в акте не было установлено.

    45. Численность лиц, обучающихся в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях, приходящихся на 1 работника государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений, в том числе приходящихся на 1 учителя, из них в городской и сельской местности (человек).

  • Участие обучающихся в управлении образовательной организацией

    Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Следовательно, участвовать в общем собрании обучающиеся могут, так как это прямо установлено законом.
    Согласно Методическим рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Федеральный закон N 273-ФЗ определяет, какие из коллегиальных органов управления создаются в обязательном порядке, а какие - согласно уставу образовательной организации. К первым относятся общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся), педагогический (ученый) совет, ко вторым - попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы (ч. 4 ст. 26).
    При этом в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников:
    1. создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
    2. действуют профессиональные союзы работников образовательной организации.

  • Семейное образование, получение образования в заочной форме

    Для начала необходимо четко разграничивать понятия «семейного образования» и «заочного образования». Важно понять, в какой форме Вы хотите продолжать дальнейшее обучение вашего ребенка. От этого будет зависеть и соответствующий перечень документов, который необходимо будет собрать и предоставить, а также его дальнейшая аттестация.

  • Внеурочная деятельность и платные утренники в школе

    По поводу утренников, линеек и кружков:
    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
    Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
    Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
    Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
    Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
    Бесплатные утренники школа проводить не обязана.

  • Объединение классов в школе

    В соответствии с п. 4.9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) количество обучающихся определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели.
    Возможно ли объединение классов? Да, но при определенных условиях.
    Во-первых, объединение классов допускается только в малокомплектных сельских школах.
    Во-вторых, п. 10.15. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, напрямую говорит лишь о возможности формирования классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования.
    В том же, что касается возможности объединения 10 и 11 классов (среднее общее образование), действующие СанПиН не содержат ни запретов, ни разрешений в отношении таких мероприятий. В то же время, ст. 28 ФЗ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.
    Соответственно, при наличии соответствующих организационно-педагогических условий (материальной базы, обученных образовательным технологиям учителей и пр.) объединение 10 и 11 классов общего образования допускается. Однако здесь важно, чтобы при этом отсутствовало неблагоприятное влияние на функциональное состояние и здоровье обучающихся (п. 10.14. СанПиН 2.4.2.2821-10).
    Касательно разности стандартов:

  • Должность «педагога-психолога» в детском образовательном учреждении

    Вопрос 1. Достаточно ли мне дополнительных программных 300 часов курса профессиональной переподготовки «Педагог-психолог: Психологическое обеспечение образовательного процесса в свете ФГОС» для работы в дошкольном образовательном учреждении (подразумевается дальнейшее повышение квалификации)?
    Ответ: В данном вопросе не указано, на какой должности вы хотите работать, но исходя из вашего образования, я могу предположить, что речь идет о должности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.

  • Промежуточная аттестация

    В соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации (оценка за полугодие) могут быть признаны академической задолженностью при отсутствии уважительных причин. В данном случае, неуспеваемость ребенка по предмету «Право» связана с пропусками именно по уважительной причине, а также низкими оценками при текущем контроле. Правила оценивания учащихся устанавливаются локальными нормативными актами школы. В том случае, если в них предусмотрена возможность исправления текущих оценок, то учитель не вправе препятствовать ученику в устранении задолженностей. Таким образом, рекомендуем Вам написать обращение директору школы с разъяснением всей ситуации, обязательной ссылкой на то, что в соответствии с ФЗ «Об образовании» не прохождение промежуточной аттестации по уважительным причинам (болезни) не может считаться академической задолженностью и потребовать объяснить на основании каких локальных нормативных актов школы учитель не дает возможность исправить текущие оценки. В конце письма рекомендуем Вам указать, что в случае, если администрация школы не сумеет найти решение данной проблемы, то следующее обращение будет направлено уже в региональный департамент образования и науки.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Бабалова Артура Тамазовича

  • Досрочное завершение курсов

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

    Таким образом, на сегодняшний день не существует единых норм и правил по индивидуальной программе обучения. Каждым ВУЗом такие нормы устанавливаются самостоятельно.

    Прочтите Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану Вашего ВУЗа. Можно попробовать найти его на официальном сайте организации. Такое положение регламентирует вопросы прохождения итоговой государственной аттестации обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.

    Согласно положениям Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (п. 10) Государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме: государственного экзамена; защиты выпускной квалификационной работы (далее вместе — государственные аттестационные испытания). Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований). 

    Согласно ч. 6 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.

  • Права совершеннолетнего обучающегося общего образрвания

    Досрочное отчисление из школы возможно только по основаниям, перечисленным в статье 61 Закона «Об образовании в РФ»:

    1) по инициативе обучающегося или его родителей, например при переводе в другую школу;

    2) по инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

    3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

    Первая группа включает в себя случаи, когда сам обучающийся или его законные представители хотят добровольно прекратить образовательные отношения.

    Момент, когда возможность такого выбора переходит к обучающемуся от его законных представителей, определен как альтернатива – или получено основное общее образование, или достигнут возраст 18 лет. То есть, при наступлении любого из этих двух условий, заявление будет писать уже сам обучающийся, а не его законные представители.

    В этом случае они обращаются в образовательную организацию с соответствующим заявлением. Оснований, по которым они могут принять такое решение, Закон № 273-ФЗ не устанавливает, граждане решают эти вопросы свободно, исходя из своих интересов. Право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, отнесено Законом № 273-ФЗ к числу основных академических прав любого обучающегося (п. 15 ч. 1 ст. 34).

  • Материалы за счет субвенции

    На данный момент все еще не сложилось однозначного мнения по данному вопросу.

    Согласно п.1. ст. 35 ФЗ №273-ФЗ «Об Образовании» в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Однако однозначной трактовки понятию «учебно-методические материалы» закон не дает. В связи с этим возникали споры, что включается в это понятие, и, соответственно, должно  предоставляться школой за счет субвенции, а что нет.

    Согласно последнему заявлению представителей Минобрнауки по данному вопросу, школа самостоятельно может определять список учебно-методических материалов, и такие материалы должны быть бесплатно предоставлены школьникам (сообщают РИА-новости со ссылкой на директора департамента информационной политики Минобрнауки Анну Усачеву (https://ria.ru/society/20160404/1402314719.html)). Однако Минобрнауки признал, что возможно существование учебных пособий, которые могут быть рекомендованы учителем вне обязательных рамок.

    Однако практика по данному вопросу зачастую занимает позицию школ, ссылаясь в том числе на нормы СанПиН 2.4.7.1166-02, которые признают, что учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. относятся к учебным изданиям нового поколения, и их следует относить к практикумам (см. Решение № 2-4601/2015 2-4601/2015~М0-3050/2015 М0-3050/2015 от 6 мая 2015 г. по делу № 2-4601/2015).

Страницы

Поделиться: